УГАДН
Официальный сайт
Уральское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
УГАДН

Об управлении

Справочная служба

Отдел лицензирования
+7 (343) 350-40-86

Отдел контроля и надзора
+7 (343) 350-40-89

Административная группа
+7 (343) 350-53-60

Секретарь
+7 (343) 350-53-57

Наши координаты

620075, Екатеринбург, ул. Восточная, 68

Смотрите карту проезда »

    Время работы:
  • понедельник-четверг  с 8.00 до 17.15,
  • пятница: с  8.00 до 16.00,
  • перерыв: с 12.00 до 13.00,
  • суббота, воскресенье - выходные.
Главная  → Историческая справка

Историческая справка

История создания и развития Российской транспортной инспекции воспоминаниями Бабкина Виктора Евгеньевича, первого руководителя транспортной инспекции Свердловской области, внесшего огромный и неоценимый вклад в ее становление и развитие.

 

Транспортно-дорожный комплекс Свердловской области в России входил в тройку-пятёрку по численности подвижного состава, объёмам перевозок и многим технико-экономическим показателям деятельности транспортных организаций.

Грузы и пассажиров везёт не автомобиль, не железнодорожный поезд, не пароход, а автомобильная, железная и речная дороги. Много автомобильных, железных, речных дорог в России было построено в 60-80-е годы прошлого века.

Так в Свердловской области, где ещё недавно не было ни одного километра асфальтовых дорог, за одно поколение дорожников, железнодорожников и автомобилистов была построена одна из самых больших по размерам в России сеть автомобильных дорог с твёрдым покрытием.  

Примером настоящего трудового подвига работников всех городов и транспортно-дорожного комплекса Свердловской области явилась великая стройка вдоль Уральского хребта двух дорог под личным руководством волевого, требовательного, талантливого областного руководителя Б.Н. Ельцина.

Все федеральные, областные, городские, районные дороги строились при дефиците битума, асфальта и дорожно-строительной техники.  Только народная, настоящая, твёрдая поддержка областных и городских руководителей ещё недавно позволили Свердловской области выйти на первое место в РСФСР по дорожному строительству.

На высоком уровне работала Свердловская железная дорога. В тесном контакте трудился технологический железнодорожный транспорт. По количеству железнодорожных переездов наша область занимала первое место в РФ (более 1200 ед.), За сравнительно короткое время было построено много путепроводов и сократилось более 400 пересечений автомобильных и железнодорожных дорог.

 

Начало создания новой государственной организации по лицензированию  и инспектированию транспортной деятельности (РТИ) мне запомнилось с организации объединённого Министерства транспорта России и ЛИКВИДАЦИИ старых Министерств: «Гражданской авиации СССР», «Морского флота СССР», «Строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР», «Речного флота РСФСР», «Автомобильного транспорта РСФСР», многих Главных управлений и других транспортных государственных структур управления в регионах.

Организацию объединённого Министерства транспорта РФ логично было проводить на базе МПС  СССР – станового хребта России.  Однако грамотный министр МПС Фадеев Г.М. сумел убедить  Правительство РФ  немного подождать с реформированием железной дороги.  Тогда было решено объединение транспортной отрасли произвести на базе бывшего Министерства автомобильного транспорта РСФСР, так как автомобиль естественный объединитель подвижного состава всех видов транспорта.  Без автомобиля не может летать самолёт, плыть пароход, строиться автомобильная, железная, речная(каналы, причалы, плотины, шлюзы) дороги и даже работать железная дорога.

Это произошло на рубеже веков в период так называемой ПЕРЕСТРОЙКИ, во времена государственного РЕФОРМИРОВАНИЯ, ликвидации плановой экономики,  перевода  страны на рыночные рельсы.

В  бурное время ГЛАСНОСТИ на всю страну шла трансляция по телевидению очередной сессии (ещё тогда бывшего) Верховного Совета РСФСР. В повестке депутатов был вопрос «Утверждение  кандидата на должность Министра транспорта РФ» нового объединённого отраслевого министерства.  Во весь экран телевизора показали Васильева Александра Константиновича кандидата на высокую должность. Он сидел на первом ряду депутатского зала заседаний и просматривал документы для доклада.  Многие специалисты транспорта знали его как Уральца, бывшего начальника Главка «Уралавтотранс», затем заместителя министра автомобильного транспорта РСФСР», члена Олимпийского штаба в Москве в 1980 году, ученика Героя Социалистического труда, талантливого Министра автотранспорта РСФСР Трубицина Е.Г.  

Неожиданно этот вопрос снимается с повестки депутатской сессии. На следующей телевизионной трансляции вновь подробно с самого начала показывают депутатский зал, но на трибуну приглашают не Васильева А.К., а второго так же достойного кандидата Ефимова В.Б.,  который сделал программный доклад  о создании нового министерства, формировании его структуры, новых функций деятельности и ответственности.

Виталий Борисович Ефимов имел практический опыт конкретной руководящей работы на транспорте в Нижнем Новгороде. Он  приобрёл большой опыт в должности заместителя Министра  у Трубицина Е.Г. Новый Министр Ефимов В.Б.  параллельно с производством активно занимался наукой, хорошо знал существующее транспортное законодательство всех советских отраслевых транспортных министерств, интересовался деятельностью  иностранных транспортных  организаций и предприятий.

Становление нового Министерства транспорта РФ проходило сложно и тяжело не только для специалистов транспортников, главное падало качество оказываемых транспортных услуг населению всей страны.  Разваливался аэрофлот, резко сокращались объёмы авиапассажиров. Разрушался морской и речной транспорт. Общественный сухопутный пассажирский транспорт перестал централизованно получать новый подвижной состав от государства и не смог самостоятельно приобретать его у автомобильных заводов.

Вместе с тем ухудшался некогда здоровый морально-психологический климат между специалистами бывших министерств СССР и РСФСР.  Я своими ушами слышал как авиаторы, после очередного совещания, грубо оскорбляли новый государственный орган управления транспорта РФ,  называя здание по ул. Садово-самотечная таксопарком, а руководителей министерства «таксистами».

Вскоре Ефимов В.Б. под руководством Правительства России организовал встречу-совещание транспортного актива регионов с участием 22-х общероссийских министерств.  В президиуме сидели  члены Правительства РФ, а в большом зале находились в красивых парадных формах региональные руководители всех видов транспорта. Вёл совещание в большом актовом зале бывшего Министерства гражданской авиации СССР Сосковец, первый заместитель Черномырдина В.С.  В проходах зала стояли микрофоны для вопросов и выступления любого участника совещания.

После доклада о первых шагах формирования, о совершенствовании и перспективах работы нового Министерства транспорта РФ начались бурные прения. Хорошо выступил Министр МПС Фадеев Г.М., который подробно и доходчиво объяснил причину задержки реформ на железной дороге.  С болью в сердце и тревогой за будущее выступали авиаторы, моряки, речники, автомобилисты и другие специалисты транспорта.

Я выступил с наказом Уральцев остановить произвол на дорогах. В то время на дорогах России начал поднимать голову бандитизм и убийство водителей перегонщиков легковых автомобилей. Силовые государственные структуры допустили грабёж грузовых автомобилей и водителей междугородних  и даже  международных грузовых перевозок.  Начиная с себя, я назвал плохую работу основных виновников допустивших рост преступлений на дорогах. 

Позднее по инициативе Лагутина А.М., Министерства транспорта РФ, Правительством РФ было принято решение создать специальную службу в РТИ по международному транспортному контролю. 

В СОО РТИ был создан отдел международного контроля из бывших военных офицеров, которые честно и добросовестно выполняли государственный долг. Отдел возглавил грамотный, опытный военный специалист, танкист и автомобилист, полковник в отставке Ельцов Ю.В.  

 Эта новая служба РТИ, за сравнительно короткое время внесла свой вклад в прекращение нарушений транспортного законодательства на пограничных переходах и внутренних Российских  автомобильных дорогах. 

Назову один маленький пример. Так большая автоколонна иностранных перевозчиков по документам должна была ехать за простым грузом в Москву, а направилась за ценным металлом, титаном на Урал.   Колонна нарушителей смогла пройти без остановки десятки постов ГАИ от Чёрного моря до Свердловской области и была остановлена на посту междугороднего контроля СОО РТИ в г. Невьянске.

 

О Российской транспортной инспекции

 

Я убеждён, что родоначальником новой государственной организации на транспорте, РТИ стал новый Министр транспорта России Ефимов В.Б., который возглавил работу по формированию  всей структуры нового Министерства.  На базе бывшего Контрольного управления Министерства автомобильного транспорта РСФСР (Умпелев П.С.) был создан небольшой по численности аппарат руководства Российской транспортной инспекции. Затем в пяти крупных городах и областях был проведён эксперимент по созданию и работе региональных отделений  РТИ.

Через год работы экспериментальной пятёрки началось быстрое создание отделений РТИ во всех республиках, краевых и областных  центрах России.

В это время на местах в транспортных управлениях и предприятиях бывших отраслевых министерств, шло бурное сокращение и перевод на рыночную экономику региональных транспортных структур управления. Реформирование Средне-Уральского территориального транспортного управления началось с сокращения отделов и численности аппарата.  Во всех транспортных предприятиях объединения «Свердловскавтотранса» были проведены выборы директоров и начальников. В грузовых объединениях и АТП федеральной собственности стали создаваться Акционерные общества. Чисто пассажирские АТП переводились в муниципальную собственность передовые образцовые предприятия Берёзовское, Асбестовское, Алапаевское и другие оставались в федеральной собственности нового министерства транспорта РФ.

Одна часть главного аппарата «Свердловскавтотранс» во главе с генеральным директором занялась приватизацией части предприятий федеральной собственности, другая часть перешла работать руководителями, инженерами, ведущими специалистами в ставшими самостоятельными бывшие АТП «Свердловскавтотранса».

Особенно трудно было разделить предприятия смешанных перевозок.    Так крупное  автомобильное объединение г. Режа большую колонну автобусов оставило без производственной базы.  Директор забрал  у ремонтников автобусов: агрегатный, моторный участки, механизированную мойку автомобилей, бытовые и подсобные помещения, хороший медпункт, лечебные места на местном курорте Липовка  и другие важные объекты. 

В г. Тавде комиссия при Министерстве госимущества разделила смешанное предприятие ещё более безграмотно и без хозяйственно.  Так на одной территории, в одном помещении разделили пополам людей занимающихся ремонтом,  техническим обслуживанием агрегатов и подвижного состава. Одни специалисты вошли в состав акционерного общества, другие в муниципальное предприятие. Таких безобразных дел до образования отделения РТИ в Свердловской области было совершено достаточно много.

 В некоторых автотранспортных предприятиях прошли экономические коллективные выступления, митинги и даже  забастовки водителей общественного пассажирского транспорта.  Мне лично пришлось возглавить работу областной транспортной комиссии, которая оперативно решала сложные забастовочные вопросы автомобилистов. Меня часто приглашали Главы городов и районов для улаживания конфликтов между вновь организованными ОАО, индивидуальными перевозчиками и муниципальными АТП по разделению между ними спорных автобусных маршрутов, открытию новых линий, расчёту оптимальных тарифов и формированию маршрутной сети.

Появление новой организации Министерства транспорта РТИ  воспринималось многими транспортниками положительно, но сложно, а отдельными даже негативно, особенно некоторых руководителей раздражало в наименовании РТИ слово инспекция.  Исторически считалось, что в СССР было очень много государственных инспекций: пожарных, санитарных, разных отраслевых, которые не прямо, а косвенно участвовали в производстве и оказании для людей разных услуг.

Разваливалась надёжная авиация, сокращался стабильный морской и речной транспорт, реформировался автомобильный общественный транспорт, прекратилось дорожное строительство, тогда некоторые хозяйственные руководители возмущались: «Помогать и работать стало не кому, а новые инспекции растут и размножаются как грибы» 

            Я отказался заниматься приватизацией  АТП. Тогда меня пригласил в Москву заместитель министра нового министерства транспорта Шевчук Андрей Андреевич и от имени Ефимова В.Б. предложил возглавить новую организацию в составе Российской транспортной инспекции  Свердловское областное отделение РТИ.

Создание СООРТИ началось с приказа Министерства транспорта РФ,  учёбы в МАДИ руководителя (начальника) отделения СООРТИ, подбора специалистов автотранспорта, обеспечения их современной офисной оргтехникой.

С первого дня создания СООРТИ, ещё без бухгалтера, без финансирования, без штатного расписания, без зарплаты вместе со мной стали активно работать грамотные специалисты Пяткова Л.В. (Черняк Л.В.), Хмыльнина В.В. которые хорошо знали руководителей и актив ИТР транспортных предприятий Свердловской области.

Комплектовать отделы и службы СООРТИ мы начали из грамотных и наиболее опытных специалистов старого аппарата объединения «Свердловскавтотранс», главное имеющих транспортное образование и имеющих практический опыт на производстве в транспортных предприятиях.  

Отдел Планирования, оформления и учёта лицензий возглавила грамотная, набравшая экономического опыта на производстве и в аппарате СУТТУ Квашнина Н.П, выпускница УПИ.

Отдел инспектирования и лицензирования Автомобильного транспорта возглавила Перемышлена Л.М. начавшая трудовую деятельность в крупном передовом АТП и набравшая опыта в СУТТУ.   Затем этот отдел разделили на два отдела, и новый отдел инспектирования Автомобильного транспорта возглавил Шабуров А.Ф., грамотный и опытный автомобилист, бывший начальник отдела Пассажирских перевозок СУТТУ, затем директор крупнейшего Таксомоторного объединения в России.

 Группу Безопасности движения возглавил Давлетшин Г.М., опытны инженер СУТТУ в расследовании крупных ДТП Свердловской области, который имеет большой авторитет у автомобилистов, у работников ГАИ и тягу к  знаниям по вопросам БДД.

Параллельно мы приглашали работать ИТР и руководителей с передовых транспортных предприятий Свердловской области.

Отдел лицензирования ремонтных предприятий и автосервисных услуг возглавил Вострецов Е.А., настоящий грамотный инженер, бывший главный инженер крупнейшего в РСФСР объединения по ремонту и ТО легковых автомобилей, в совершенстве знавший технологию производства и ремонта всех марок советских и иностранных автомобилей.

Отдел инспектирования и лицензирования Дорожного хозяйства возглавил Любченко А.М. прошедший путь от рядового дорожника до руководителя крупных проектов в институте ГИПРОДОРНИИ при строительстве федеральных и областных дорог.

Отдел инспектирования и лицензирования Железнодорожного транспорта возглавил Глазков Владислав Иванович, грамотный и опытный инженер железнодорожного транспорта.

Отдел инспектирования Авиационного транспорта сначала возглавил Петухов В.Г. бывший специалист Уральского управления воздушных сообщений, затем Шарков В.И. бывший командир полка на Байконуре по спасению космонавтов,    кавалер многих орденов, медалей, государственных наград за честный, добросовестный труд.

Подбор кадров производился быстро с руководителей служб, отделов и рядовых специалистов, главное правило и требование: «быть специалистом транспорта, честно служить транспортникам и государству.  Иметь хороший практический опыт, теоретические знания и авторитет у жителей города и специалистов транспорта». 

Так первым заместителем руководителя СООРТИ по автомобильному транспорту стала ответственная, беспокойная женщина Лизарутина А.И. с большим опытом практической работы на руководящих должностях в аппарате СУТТУ и в должности директора крупного предприятия междугородних перевозок, первый кандидат автотранспортных наук среди руководителей автотранспорта.

Вторым заместителем руководителя СООРТИ по дорожному хозяйству пришёл Кочуров М.М. выпускник МАДИ, бывший главный инженер одного из самых крупных в РСФСР областного управления «Автодор». Он активный участник строительства всех федеральных и областных междугородних автомобильных дорог, возглавлявший областной  штаб под руководством Ельцина Б.Н. при строительстве главной двух путной дороги вдоль Уральского хребта.

Третьим заместителем руководителя СООРТИ по федеральному транспорту (Ж/Д транспорту, Авиации и Речному транспорту) стал Першин В.М. выпускник Свердловской академии железнодорожного транспорта, бывший железнодорожник, Председатель горисполкома и Глава администрации г. Берёзовский, имевший большой опыт практической работы с хозяйственными городскими, областными предприятиями на транспорте.

Руководителей филиалов подбирали из малознакомых транспортников, с помощью Глав администрации городов, с рекомендациями руководителей транспортных предприятий и общественного мнения транспортного актива городов. 

Посоветовавшись с областным Губернатором Росселем Э.Э., с Главами крупных городов Нижнего Тагила, Каменск Уральска, Первоуральска, Серова, Краснотуринска, Асбеста, Ирбита, Невьянска, Артёмовска, Режа, Алапаевска, Берёзовский, Богдановича, Камышлова, Талицы с транспортным активом руководителей транспортных предприятий мы создали 25 филиалов СООРТИ. 

Главная цель приблизить специалистов СООРТИ к перевозчикам, оперативно оказывать им практическую помощь.  Совместно с администрациями городов участвовать в переводе транспортников на рыночную экономику, создавать новый цивилизованный рынок транспортных услуг и активно помогать решать транспортные проблемы.

Я следил за моральным обликом всех сотрудников СООРТИ, обязывал руководителей филиалов создавать новый цивилизованный рынок транспортных услуг. Лицензирование, инспектирование новый вид государственного управления транспортом проводить культурно, грамотно, главное постоянно учить владельцев транспорта на своих и чужих ошибках и оказывать  практическую помощь перевозчикам, особенно водителям общественного пассажирского транспорта. С теми специалистами СООРТИ, кто не понимал наши требования, мы расставались без сожаления.

Известно, что труд водителя автобуса, тяжелее труда лётчика, машиниста Ж/Д поезда, металлурга и даже шахтёра. По статистике 1,5% водителей автобуса доживает до 60 летнего возраста.  Поэтому мы старались приезжать на каждое ДТП с участием  водителей общественного пассажирского транспорта раньше медиков и работников ГАИ.

Огромную помощь нам регионам оказывал центральный аппарат РТИ. Так Умпелев П.С. централизовано в Свердловске (Екатеринбурге) приобрёл компьюторы для всех  региональных отделений РТИ.  Затем письмом закрепил за СООРТИ 1,5 тысяч кв. м. площади федеральной собственности в бывшем здании СУТТУ.

Министерство транспорта РФ установило нижний и верхний предел стоимости лицензий и дало право самим региональным отделениям РТИ устанавливать оптимальные тарифы. Тогда  почти все областные отделения стали брать плату по верхнему пределу.  Свердловская область, имея в наличии очень большой подвижной состав на транспорте, установила самый низкий тариф стоимости лицензий.  Поэтому я иногда подвергался критике на совещаниях своих коллег.  Однако мы не знали финансовых трудностей и помогали не только Министерству транспорта РФ, но даже региональным отделениям. Так мы помогли Нижегородскому областному отделению в финансировании строительства самой передовой в России с немецким оборудованием Станции диагностики автомобилей.

В первое время работы по созданию отделений и работе РТИ Ефимов В.Б. назначил,  куратором одного из своих заместителей Березина В.Ф., который оказывал помощь Умпелеву П.С. и Козлову М.И. решать вопросы с Губернаторами регионов и в разных министерствах Правительства РФ.

Затем руководство министерства решило повысить статус РТИ и ввело освобождённую должность руководителя РТИ в ранге заместителя министра. На эту важную и ответственную работу пригласили талантливого, грамотного,  с большим практическим опытом работы на высоких должностях в бывшем Министерстве строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР Лагутина А. М.

Александр Максимович, имевший большой авторитет у многих транспортных руководителей, был вхож в самые высокие структуры государственной власти и общественных организациях.  Он своими знаниями, интеллектом, культурой, мог решать самые сложные вопросы. Александр Максимович простым словом мог убедить самых не сговорчивых вышестоящих начальников  и  отстоять интересы транспорта любого региона РФ и РТИ.

Так на совещании Совета безопасности России под руководством знаменитого генерала Лебедева А.И., он предложил программу реформирования старой системы БДД, сокращения пробок и ДТП на дорогах Москвы и в крупных городах России.

Задолго до организации в России Президентом РФ Путиным В.В. Федеральных округов, Лагутин А.М. создал свои территориальные округа из отделений РТИ. Мы вошли в Уральско-Поволжскую зону и избрали себе общественным руководителем Бекасова В.Г. талантливого, грамотного с большим опытом организатора, по характеру беспокойного и ответственного транспортного специалиста. 

В создании структуры управления, разработке штатного расписания, порядка лицензирования, инспектирования и совершенствования работы коллектива СООРТИ я получал на регулярных совещаниях в РТИ, на семинарах с коллегами в Ижевске, Свердловске, Челябинске, Саратове, Сочи, Омске, Нижнем Новгороде, Казани, Ленинграде, Новосибирске, Иркутске.  

Мы под руководством начальства РТИ: Умпелева П.С, Лагутина А.М., Козлова М.И. не только отчитывались всенародно за свою деятельность, но и вели публичные обсуждения самых сложных проблем транспорта во всех регионах России.  

В первые годы работы РТИ руководители служб Министерства транспорта РФ и РТИ большое внимание уделяли подбору кадров и образованию не только руководителей, но и ведущих специалистов отделений РТИ.

По решению Министра Ефимова В.Б. мы руководители региональных отделений РТИ поехали повышать свою квалификацию и получать новые знания по международному транспортному законодательству. Мы изучали опыт государственного регулирования транспортных потоков и систем лицензирования в США, Англии, Испании, Сингапура и других государств.  В этих государствах очень важная роль транспорта в экономическом развитии всех отраслей и главное в высоком уровне транспортных услуг населению.

Необходимо отметить в США и Англии простую, удобную для перевозчиков систему лицензирования и инспектирования. В Сингапуре лучшая в мире система регулирования транспортных потоков в крупном городском мегаполисе. Это государство самые большие финансовые доходы получает от транспортных услуг своему населению и иностранным государствам.  В Министерстве транспорта Испании первый зам Министра заявил, что их государство сможет обойтись от многих ведомств, но без транспорта сразу погибнет.  

Появление новой организации Министерства транспорта РТИ  воспринималось некоторыми транспортниками сложно и даже негативно, особенно некоторых малограмотных специалистов раздражало в наименовании РТИ слово инспекция.  Исторически считалось, что в СССР было очень много государственных инспекций: пожарных, санитарных, разных отраслевых, которые прямо не участвовали в производстве и создании продукции, в оказании для людей разных услуг.

 Время, когда разваливалась некогда надёжная авиация, сокращался стабильный морской и речной транспорт, реформировался автомобильный общественный транспорт, прекратилось дорожное строительство, тогда некоторые хозяйственные руководители возмущались: «Помогать и работать стало не кому, а новые инспекции растут и размножаются» 

Иные наши недоброжелатели в государственных органах власти с назначением нового Министра транспорта РФ Цаха добились закрытия РТИ.  Был издан проект приказа.

Лагутин А.М. заболел, главный аппарат РТИ в унынии.  Тогда мы с активными руководителями Уральско-Приволжского региона  организовали большой всероссийского уровня семинар по совершенствованию работы РТИ.  Нам хорошо помогал лично Губернатор Россель Э.Э., который принял участие в подготовке  этого важного мероприятия. Он выбрал Уральскую  академию государственной службы при Президенте РФ для  проведения совещания и подписал приглашения высоким руководителям транспорта Правительства РФ, Министру транспорта РФ, общественным организациям.

Цах вынужден был вступить в переговоры и задержать свой приказ о ликвидации РТИ. Лагутин А.М. приехал к нам бодрым, весёлым, уверенным на совещание с Козловым М.И. в новой красивой форменной генеральской форме.

На совещании прибыл Воздвиженский С.Б.Председатель экономического комитета всего Уральского региона, полномочный представитель губернатора Росселя Э.Э.  Который на примере работы СООРТИ активно поддержал деятельность и важность  сохранения РТИ. После многочисленных выступлений транспортников на совещании было принято грамотное обращение к высоким государственным структурам власти.   РТИ была спасена. После этой исторической встречи РТИ получила новый импульс своего развития.